Пока мы снимали, стали настоящими параноиками — автор фильма о Беларуси

6A910402-8987-453C-8786-815BE5DD6095_mw1024_s_n

Кадр из фильма «Made in BY»

«Европейская Северная Корея», «последняя диктатура Европы», «страна-призрак». Так документальный фильм «Made in BY» итальянского режиссера Луиджи Милярди описан на сайте. Сам режиссер и съемочная группа несколько раз посетили Беларусь, в целом они жили здесь около двух месяцев. В течение этого времени общались с независимыми создателями — художниками, музыкантами, журналистами, фотографами. Зачем итальянцы поехали снимать фильм о Беларуси, что их больше всего поразило и почему они называют ее «Европейской Северной Кореей»? Об этом Радио Свобода поговорила с режиссером фильма «Made in BY» Луиджи Милярди

— Меня всегда очень увлекала история и культура бывшего Советского Союза. И Беларусь, на мой взгляд, была местом, где я мог еще побывать в экзотической атмосфере еще времен перед так называемой перестройкой. В Беларуси до сих пор нет ни IKEA, ни Zara, ни H & M, ни Ryanair, ни Шенгенского соглашения. Это может быть плохо для белорусского гражданина, но — хотя это и цинично — это хорошо для антрополога. Другой аспект, который меня очень заинтересовал, это наблюдение за тем, как сильно политическая система влияет на культурную жизнь, и как творчеству выжить в иерархическом режиме.

— Вы приехали в Беларусь и жили там некоторое время. Что Вас больше всего удивило?

F6D62477-D921-4060-A4D9-0D28EE6BA36B_w640_s

Кадр из фильма «Made in BY»

— На первый взгляд, Беларусь казалась мне набором красивых картинок с футуристического фильма 20-х годов Фрица Ланге. То, что я увидел, когда прилетел в Минск, было чем-то величественным и траурным одновременно — это гранитные фасады многих зданий и гвоздики на витринах цветочных магазинов в подземных переходах. Беларусь мне показалась скорее не страной утопии, а страной негэнтропии, где все осталось без изменений в течение последних десятилетий. Так же как японские солдаты покинули острова, которые удерживали в течение 30 лет после окончания войны, белорусы, как мне кажется, остались верны линии, несмотря на новое направление, взятый историей, и отставку своего генерала.

Несмотря на романтический сценарий фильма, у меня сложилось впечатление, что Беларусь имеет сильную, глубокую и интересную культуру, которую следует открывать. Я никогда не жил в стране, в которой есть диктатура. Я разговаривал со многими людьми в Беларуси и пытался больше понять ситуацию. Со временем я понимал все больше, как это выглядит.

— И как на Ваш взгляд, все это выглядит?

— Трудно обобщить, но мне кажется, что мы можем наблюдать сильное влияние политики на жизнь. Я также встретил многих художников, потому что этот проект касается искусства, культуры. Поэтому я считаю, что сильное влияние политики сказывается также в искусстве, культуре и на всем остальном — в моде, графическом дизайне и так далее. То есть это стереотип, что в тяжелых условиях трудно создать хорошие произведения искусства. Но я считаю, что в Беларуси есть сильная независимая культура. Но даже если художники не занимаются каким-то политическим искусством, то политика также имеет на них влияние. Это и цензура, и самоцензура.

Кадр из фильма «Made in BY»

Кадр из фильма «Made in BY»

— На сайте фильма Вы говорите о Беларуси как о «Европейской Северной Корее», но когда Вы приехали туда, Вы увидели очаг независимой культуры, искусства. Изменилась ли Ваше мнение о Беларуси в этом контексте?

— Если говорить о политических вещах, мне кажется, что Беларусь осталась больше в советском периоде, чем Москва, хотя там тоже трудно создавать искусство. Ситуация, конечно, развивается очень стремительно, но с 2013 года, я считаю, Лукашенко получил еще больше власти, международных кредитов — также и благодаря войне в Украине — потому сейчас даже меньше шансов для радикальных политических изменений в краткосрочной перспективе.

— Были ли у Вас какие-то проблемы в Беларуси, когда вы делали фильм?

— Нет, у нас не было каких-либо проблем, и потому, что мы приехали в Беларусь в качестве туристов, зная, что нам было бы гораздо сложнее, если бы мы приехали как журналисты. Несмотря на то, что ничего не произошло, нужно признать, что мы стали настоящими параноиками в последние дни съемок, особенно после разговора с Францишком Вечерко и Павлом Виноградовым. Мы начали слышать странные звуки в наших мобильных телефонах, при использовании интернета стали происходить странные проблемы. Мы не знаем,  следили ли за нами, но страх потерять записанный материал дал нам действительно острые ощущения.

970CE1D7-735E-4FB2-96AA-746338ABE0E0_mw1024_s_n

— Какой посыл Вашего фильма к зрителям? Для кого Вы сняли фильм?

— Я пытался, насколько мог, не давать какого-то предвзятого политического послания зрителям, но политика является неизбежным действующим лицом в фильме. Я пытался переместить фокус на культуру и на жизнь молодых людей, которые разделяют мои ценности и мечты, как и многих европейцев. И цель фильма — больше узнать об этих людях и эти истории. Поэтому это фильм для таких итальянцев и европейцев, как я. Я точно не снимал фильм для активистов или правозащитников.

Анна Любакова

Оригинал — на сайте Белорусской редакции Радио Свобода

 

Добавить комментарий

