Немцы и уроки истории

cEhSSvK5kZA

Министерство образования и науки России рекомендует учителям включить в школьную программу изучение крымских событий, а за основу взять официальную версию. А кто в Германии определяет, как следует преподавать историю?

Министерство образования и науки России обнародовало рекомендации учителям, касающиеся освещения крымских событий. Школьники должны принять «лояльно-патриотическую» трактовку.

А как с преподаванием новейшей истории обстоит дело в школах Германии? Кто и как обязывает учащихся воспринимать ту или иную интерпретацию исторических событий? И могут ли школьники и учителя оспаривать официальную точку зрения?

Первое, что нужно здесь сказать: часть этих вопросов вообще лишена смысла. Ведь «официальной» точки зрения на преподавание истории, как и других школьных и вузовских предметов, в Германии нет.

Сфера образования (как, кстати, и культуры) относится к прерогативам федеральных земель. Единого министерства просвещения занимающегося школами, (как и министерства культуры), в ФРГ нет. Учебные планы и программы составляются в каждой федеральной земле отдельно. Так, в восточной части страны намного детальней изучается история ГДР, а в западной уделяют особое внимание, например, взаимоотношениям с Францией во второй половине ХХ века.

Но куда существенней другое. Никакой разнарядки по поводу той или иной трактовки прошлого немецким учителям никто дать не может по одной простой причине: какую бы то ни было «единую» историю в Германии не преподают. Школьники должны не заучивать «правильные» трактовки, а анализировать, самостоятельно интерпретировать исторические факты. В этом — цель занятий.

Именно поэтому, как подчеркивает один из ведущих специалистов в этой области, профессор университета Дуйсбурга-Эссена Маркус Бернхардт (Markus Bernhardt), в Германии учебные планы «не содержат предписаний по поводу того, «как надо» трактовать историю. «Единственно правильную» историю, вектор которой был бы задан методическими пособиями и указаниями сверху, в школах и вузах ФРГ не изучают. Учителя и учебники, не определяя заранее оценку тех или иных исторических событий, дают учащимся, как подчеркивает профессор Бернхардт, «инструмент для поисков собственных интепретаций».

Все это оговаривают и рамочные документы федеральных земель. Например, баварское министерство образования, культуры и науки начинает перечень требований, который предъявляется к учебникам, с того, что они должны быть нейтральными и объективными. Далее идет речь — среди прочего — о самостоятельном постижении предмета, «формировании исторического самосознания» и о недопустимости идеологических интерпретаций. А также — что очень важно — о сдержанности, о том, что необходоми избегать пафосности и эмоциональной оценочности.

Как правило, древний мир или, скажем, эпоху Просвещения не изучают в немецких школах последовательно, поэтапно, хронологически. Но очень большое внимание уделяется изучению эпохи национал-социализма, событий Второй мировой войны и, конечно, воссоединению Германии. Когда речь идет о нацизме и о войне, развязанной «третьим рейхом», собственное прошлое трактуется с предельной критичностью и жесткостью.

Важная тема здесь, присутствующая в учебных программах всех федеральных земель Германии, — Холокост, массовое уничтожение евреев во времена «третьего рейха». Совсем недавно группа историков под эгидой ЮНЕСКО изучала, как преподается этот период в школах 125 стран мира. Ее единственное замечание к немцам: в некоторых из немецких школ (только в некоторых!) подход к этой теме излишне персонифицирован, то есть у школьников может создасться впечатление, что во всем были виноваты Гитлер, Гиммлер, Геринг и компания, а народ «обманулся». Нередко составной частью уроков истории на эту тему являются встречи с очевидцами — разумеется, с жертвами нацизма, а не с палачами.

С объединением Германии дело обстоит не столь очевидно, как с отношением к «третьему рейху». Так как событие это не столь однозначное и совсем недавнее, то, информации о нем и интерпретации этой информации очень много, и, как подчеркивает профессор Бернхардт, разобраться в этом потоке не так-то просто. Значит и споров на уроках истории больше. Почему рухнула ГДР? Было ли что-то хорошее в гэдээровском наследии? Кто «продавил» воссоединение Германии? Каким образом следует переоценивать прошлое «холодной войны»? Какие исторические персонажи этого времени можно назвать «положительными», какие «отрицательными», о каких трудно составить однозначное мнение?

В кратком описании учебных материалов федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, в тематических разделах, посвященных мирной революции в ГДР, говорится, например: «Раздел рассказывает о периоде с 9 ноября 1989 года (падение Берлинской стены) по 3 октября 1990 года (день воссоединения Германии) на примерах важнейших политических событий, знакомит с важнейшими решениями и важнейшими людьми этого времени». При этом ясно подчеркивается: все могло пойти и иначе. И здесь критический подход к собственной истории ставится немцами во главу угла.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: